КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ МАКЕТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛИШЕ ДЛЯ ТИСНЕНИЯ

19 октября 2012

Готовим макет для клише

Одним из самых древних методов нанесения изображений или текста на поверхности различных материалов, (такие как кожа, дерево, бумага и т.д.) методом выдавливания - является тиснение. Этот способ широко распространен и в наши дни. Он используется для украшения обложек книг, ежедневников, грамот, представительских папок, поздравительных открыток, приглашений, визиток и другой рекламно-сувенирной продукции. Тиснение (с фольгой или без нее) производится при определенной температуре, под давлением и при помощи клише. Когда-то клише готовили вручную, но в век компьютерных технологий процесс значительно упростился. Поэтому многие рекламные агентства сами готовят макеты клише для своих клиентов. Более того, крупные фирмы, имеющие в штате специалиста по рекламе, берутся за это дело самостоятельно. Ошибок, к сожалению, при таком подходе допускается немало, и для их исправления тратится время, а зачастую и деньги. Как их избежать? С этим вопросом мы обратились к Игорю Мироничу, генеральному директору компании «Клишемастер», которая сегодня занимает лидирующие позиции на рынке России, среди производителей клише.

- Игорь, расскажите, пожалуйста, о существующих видах макетов клише.

Прежде всего хотелось бы сказать, что клише изготавливаются двумя способами – химическим травлением и механической гравировкой.

В первом случае макет используется для изготовления фото-пленки, с помощью которой рисунок переносится на металлическую пластину, покрытую светочувствительным слоем. Макет может быть предоставлен заказчиками как в виде готовой пленки, так и в виде файла из которого будет изготовлена пленка.

Во втором случае – для создания программ движения фрез, которыми и выгравировывается само клише. Требования к файлу в этом случае более серьезные, т.к. программа для моделирования гравировки воспринимает само строение каркаса макета, а не его внешний вид в графических программах.

- Какие требования к макетам для клише, изготавливаемых методом травления?

Нас интересуют два основных вида: 1) электронный макет и 2) макет, выведенный на пленку. К каждому из них предъявляются определенные требования.

1.При предоставлении макета для изготовления клише в электронном виде: файлы принимаются в векторных программах - Corel Draw до 11 версии включительно, и Adobe Illustrator до 10 версии включительно. Черно-белое изображение, шрифты должны быть переведены в кривы, размер всех элементов 1:1. Для импортированных объектов фон и изображения только в СМYK, 100% black и 100% white. Также принимаются файлы *.ps, *.pdf. Макет должен быть сделан в черно- белом исполнении. Причем, надо знать, что объекты белого цвета в готовом изделии будут вдавлены.

2.Если макет для изготовления клише предоставлен в виде пленки, в первую очередь, определенные требования предъявляются к пленке, а именно: негатив должен иметь разрешение не менее 2400dpi, читаемый со стороны эмульсии, без дефектов непосредственно изображения, неисправимых обычными средствами. Во-вторых, должна быть соблюдена геометрическая верность (геометрически правильная форма продукции, относительно изображения, возможна только при наличии приводочных крестов для резки на пленке). Еще очень важно не перепутать: черные элементы пленки будут, в дальнейшем, вытравливаться, а прозрачные станут тиснящими элементами.

- Какие требования к макетам для клише, изготавливаемых методом механической гравировки?

Правильность построения макета можно проверить следующим образом:

- Выделите все (Ctrl + A)

- Разгруппируйте (меню / Монтаж - Разгруппировать все)

- Объедините все (меню / Монтаж - Объединить)

Помните, «объединить» и «сгруппировать» – не одно и тоже! Если вы видите не то, что было до объединения, значит, макет построен неправильно.

Для того чтобы избежать возможных ошибок и построить макет правильно, необходимо соблюдать восемь основных правил.

Правило 1. Макет рисуется в один слой. Наложение одного объекта на другой недопустимо.

В случае ошибки необходимо удалить лишние объекты. Сделать это можно следующим образом:

- Выделите все (Ctrl + A)

- Разгруппируйте все (см. выше)

- Выберите любой объект, нажмите Delete (удалить)

- Выберите пункт меню / Правка – Отменить удаление

- Проделайте так с каждым объектом в вашем макете.

Если после удаления объекта – объект остался, значит, имело место наложение объектов. Иначе говоря, два одинаковых объекта были наложены один на другой – это неправильно. Удалите лишние объекты (иногда их бывает больше, чем два экземпляра. В таком случае Delete нужно нажимать на этом объекте до тех пор, пока он не удалиться, после чего один раз отменить удаление), так, чтобы каждого объекта осталось по одному экземпляру.

Правило 2. Линии одного объекта не должны пересекаться.

Как это проверить и исправить?

- Идем в меню / Вид – Каркас

- Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)

- Внимательно просматриваем все углы каждого объекта на предмет пересечения линий.

Если мы обнаруживаем пересечения линий – нужно: либо разделить объекты, либо развернуть линии объекта таким образом, чтобы одна не проходила поверх другой. Чаще всего пересечения встречаются в сложных объектах, а также в символах, имеющих округлое начертание с «хвостом», например «а», «9» и т.п.

Правило 3. Объекты не должны пересекаться или накладываться друг на друга.

Для проверки:

- Идем в меню / Вид – Каркас

- Увеличиваем макет

- Внимательно просматриваем все объекты на предмет наложения одного на другой.

При обнаружении наложения объектов нужно: либо отодвинуть объекты друг от друга, либо разбить их на более мелкие, отдельные. Третий вариант – объединить объекты, выделив последовательно два объединяемых объекта, держа нажатой клавишу Shift, после чего нажать кнопку «Соединить» на панели свойств (не путать с командой «Объединить»!).

Правило 4. Объекты должны быть выполнены в кривых, толщина абриса должна быть равна «0». Недопустимость использования линий толщиной больше «0» связана с тем, что машина режет по вектору, и толщина линий при этом не учитывается.

Исключить абрисы можно так:

- Выделяем все (Ctrl + A)

- Идем в меню / Монтаж – Разгруппировать все

- Увеличиваем макет

- Щелкая мышкой по каждому объекту – смотрим на панели свойств толщину линий (толщину линии объекта также можно увидеть, кликнув на нем правой кнопкой мыши и выбрав пункт «свойства»).

В случае обнаружения объектов, толщина линий которых отлична от «0», нужно:

- либо выставить толщину линий этих объектов = 0;

- либо использовать команду меню / Монтаж – Преобразовать абрис в объект, после чего - меню / Вид – Каркас, и удалить ненужные (оставшиеся после преобразования объекты).

Правило 5. Все кривые и линии каждого объекта должны быть замкнуты.

Необходимо проверить и исправить ошибку:

- Выделяем все (Ctrl + A)

- Идем в меню / Монтаж – Разгруппировать все

- Увеличиваем макет

- Внимательно просматриваем все объекты на предмет разрыва линий и, в случае обнаружения объектов, линии которых не замкнуты, выбираем слева на панели инструментов – «инструмент формы», выделяем две незамкнутые точки (держа нажатой клавишу Shift) и замыкаем кривую, используя соответствующую команду появившейся панели инструментов (вверху). Можно и просто перетащить одну точку разрыва на другую.

Правило 6. Расстояние между любыми объектами, а также между линиями внутри объектов должно быть не менее 0,4мм для тиснения блинтом, а для тиснения фольгой по мягким материалам – не менее 0,6мм. Надо отметить, что это самая распространенная ошибка, особенно в текстах, при использовании шрифтов с засечками! Чаще всего она наблюдается между буквами: А М Я К Л, в сочетании «ДО», а так же внутри букв: а, е, З, @, цифр: 9, 3, 6.

Расстояние между буквами – это важный момент для качества изготавливаемого клише, уделите ему особое внимание, ведь те объекты или их части, расстояние между которыми будет менее 0,4мм (0,6мм для тиснения фольгой), при тиснении сольются!

Для проверки:

- На панели инструментов выбираем инструмент «Эллипс»

- Рисуем круг диаметром 0,4мм (0,6мм для фольги)

- Увеличиваем макет

- Перетаскивая круг в видимые узкие места между объектами, определяем наличие мест, где расстояние между объектами или их частями меньше 0,4 мм (0,6 мм для фольги).

В случае обнаружения объектов, расстояние между которыми (а также внутри которых) меньше 0,4 мм, (0,6 мм для фольги) такие объекты следует отодвинуть друг от друга так, чтобы расстояние стало минимум 0,4 мм (0,6 мм для фольги).

Для раздвижения букв можно использовать «инструмент формы» из панели инструментов (слева, второй сверху). Выбрав этот инструмент, выделяем нужный объект и перетаскиваем его на расстояние 0,4 мм, (0,6 мм для фольги) от всех других объектов, с помощью этого же инструмента изменяем расстояния внутри букв и других объектов, которые были менее 0,4 мм (0,6 мм для фольги).

Примечание: в случае, если макет имеет маленькие размеры (не более 30х40 мм.) и несложный рисунок, то ограничение 0,4 мм можно сократить до 0,2 мм (0,4 мм для тиснения фольгой).

Правило 7. Толщина всех частей объектов должна быть не менее 0,2 мм.

- На панели инструментов выбираем инструмент «Эллипс»

- Рисуем круг диаметром 0,2 мм

- Увеличиваем макет

- Перетаскивая круг в видимые узкие места внутри объектов, определяем наличие мест, где расстояние внутри объектов или их частей меньше 0,2 мм.

Объекты, толщина которых меньше 0,2 мм, следует увеличить. Либо расширить расстояние между линиями объектов, расстояние между которыми менее 0,2 мм. Наиболее часто ошибка встречается в шрифтах с засечками, в случае если толщина объекта (не путать с толщиной линии объекта «абрисом») менее 0,2 мм, эти места на клише могут легко сломаться и не будут видны после тиснения.

Правило 8. Каждый объект должен быть построен по минимально возможному количеству точек.

Количество ключевых и лишних точек определяется так:

- Выделяем все (Ctrl + A)

- Переходим в меню / Монтаж – Разгруппировать все

- Далее - в меню / Монтаж - Объединить

- Увеличиваем макет

- Выбираем «инструмент формы» на панели инструментов (слева)

- Щелкаем этим инструментом по макету, и видим точки, по которым построен объект.

Как правило, при импорте / векторизации (из растра) объекты построены иррационально. Например, для того чтобы нарисовать круг – достаточно 4 точки, а в неправильном макете окружность может быть построена по сотням, а иногда и тысячам точек – это никуда не годится, необходимо выделить и удалить ненужные точки, оставив только ключевые. В случае круга – ключевыми являются верхняя, нижняя, левая и правая точки, а в других случаях - опционально.

- Какие еще советы можно дать дизайнерам, подготавливающим макеты?

Зачастую дизайнеры создают макеты для клише не учитывая особенностей и свойств материала, на который будет наносится тиснение. К примеру, прекрасно прорисованный сложный макет, состоящий из множества мелких штрихов, оттисненный на коже, превращается в пятно непонятной формы сплошь залитое фольгой, а абсолютно упрощенный макет «без всяких изысков» становится наилучшим решением. Хотя это тема пожалуй для отдельного разговора.

Надеемся, что данные рекомендации, относящиеся к изготовлению клише методом фрезеровки, помогут вам избежать ошибок и ненужных потерь.


статья из журнала "Принт Менеджер"